Дмитрий Л. (ligget_dukat) wrote,
Дмитрий Л.
ligget_dukat

Category:

Чуждая России колея

Как-то тихо и без лишней шумихи наша страна изжила из себя значимую веху советского наследия – узкоколейные железные дороги. Кое-где они еще остались, конечно (в Нижнем это ДЖД, в области на некоторых предприятиях узкоколейки проложены между цехами), но уже без того размаха, что был раньше. Как правило, все УЖД были ведомственными, принадлежали лесозаготовительным предприятиям, добывающим полезные минералы заводам или фабрикам. По ним бегали небольшие, прямо-таки игрушечные, паровозики, которые бодро тянули за собой не менее привлекательные пассажирские и грузовые вагончики. Самой крупной и протяженной, на мой взгляд, была узкоколейка, проложенная из Балахны в Шую.


Останки паровоза в Мугреевском (Ивановская область)

Мне было лет семь, когда я в первый раз прокатился по узкоколейке. Из Нижнего (тогда Горького) мы с отцом поехали в его деревню, что находится в Ивановской области. Большая зеленая электричка с деревянными скамейками за час с небольшим довезла нас до Балахны. Здесь мы прошли немного пешком и оказались на вокзале, откуда отправлялся маленький – именно так я его и назвал – поезд в деревню отца.
Зеленые аккуратные вагончики количеством десять штук размеренно покачивались, обдаваемые паром. Люди сидели в вагоне и разговаривали обо всем сразу, а некоторые даже ехали на крыше, благо скорость у поезда была невелика. Остановок в пути было много, всех названий я сейчас не вспомню, зато помню, что на станции Чистое у этого поезда была большая стоянка, поэтому можно было выйти из вагона и немного погулять.
Мы с отцом сошли в Осинках. Никакой платформы, просто открытая площадка, окруженная лесом с одной стороны и непроходимым болотом с другой. Идти надо было через лес по разбитой тракторами колее, потом через поле, и вот она деревня Мордвиново. И пока идешь, слышишь, как поезд гудит на лесных переездах. На конечный пункт, как говорил отец, состав прибывает поздно ночью.
Этот поезд для населенных пунктов вдоль его пути был главным средством передвижения, несмотря на то, что ко многим деревням и селам вели автомобильные дороги.
Через несколько лет после этой поездки мы с отцом снова поехали в его деревню. Однако на этот раз прокатиться на маленьком поезде уже не довелось. Движение было нерегулярным, а после Чистого, куда мы доехали на автобусе, рельсы уже разобрали, поэтому 12 км пришлось сначала идти по железнодорожной насыпи, а потом отец свернул на какую-то лесную дорогу, сказав, что путь по ней будет короче. Только шпалы, оставленные мародерами, да одинокие ржавые семафоры напоминали о том, что когда-то здесь была узкоколейная железная дорога.
На сайте, посвященном УЖД России, я прочитал, что общая протяженность узкоколеек в Нижегородской области мало чем уступала протяженности их старших собратьев. Причин же, по которым они практически перестали существовать, множество, главная из которых, пожалуй, экономическая невыгодность. А жаль! Ведь поездку на таком поезде при должной фантазии можно было сравнить с первым рейсом по самой первой железной дороге из Москвы в Царское село.
Tags: статьи
Subscribe

  • Открытие сезона ретро-каров в Нижнем Новгороде

    В День Победы нижегородский "Авто Ретро Клуб" решил открыть сезон старинных тачек и приурочить к этому событию два мероприятия - парад по…

  • Брошенный лагерь им. Д.Е.Комарова

    У меня в детстве случилось несколько «ходок» в пионерские лагеря, но не было у меня чемодана из прессованного картона, с которыми родители отправляли…

  • Выросли и в спросе, и в цене

    Пока в Нижнем Новгороде ветрено и не по-апрельски прохладно и в открывшемся было велосезоне случилась пауза, поделюсь информацией относительно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments